Разработка паспорта безопасности химической продукции

 

Паспорт безопасности химической продукции необходимо оформлять в обязательном порядке, поскольку этот документ требуется при сертификации, получении разрешений на транспортировку, хранение, реализацию и утилизацию продукции. Оформление паспорта безопасности позволяет обеспечить потенциального потребителя достоверной информацией относительно особенностей смесей, веществ, отходов производства химической продукции и пр.

Когда необходим паспорт безопасности химической продукции?

Производители химической продукции, а также ее поставщики или импортеры для осуществления своей предпринимательской деятельности должны пройти процедуру регистрации и сопроводить пакет документов паспортом безопасности. Этот документ оформляется на основании требований, изложенных в ГОСТе 30333-2007.

Разработка паспорта безопасности химической продукции необходима при перевозке опасных грузов автотранспортом. Согласно п. 2.7.2. Приказа Министерства транспорта Российской Федерации №73 наличие этого документа является обязательным условием принятия груза перевозчиком.

Согласно «Техническим инструкциям по безопасной перевозке опасных грузов» посредством авиаперевозок, без ПБ доставка опасного груза воздухом будет невозможна. Транспортировка химической продукции железнодорожным транспортом по территории РФ и СНГ регламентируется п. 1.3.3. «Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам».

При осуществлении поставок химической продукции в страны ЕС также необходим ПБ. Производитель может узнать, относится ли его продукция к категории опасных грузов, ознакомившись с текстом Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов.

Паспорт безопасности химического вещества также надо оформлять для получения санитарно-эпидемиологического заключения, при сертификации и лицензировании. Более того, наличие паспорта безопасности сможет защитить производителя от серьезных неприятностей при наступлении чрезвычайных ситуаций и устранении их разрушительных последствий.

При ввозе опасных веществ из-за рубежа импортёр должен потребовать от поставщика ПБ. При наличии этого документа не придется обращаться в сертификационный центр за разработкой ПБ и согласовывать его в соответствующем подразделении ФГУП «ВНИЦСМ».

Формат паспорта безопасности

Формат паспорта безопасности соответствует тем предписаниям, которые содержатся в нормативных актах ООН-СГС, но при этом имеет ряд отличительных особенностей.

Паспорт безопасности химической продукции должен быть составлен только на русском языке. После его оформления реквизиты документа заносятся в единый Регистр ПБ химической продукции – без этого документ не считается действительным.

В ПБ приводится вся информация, которая может потребоваться потребителю для безопасного использования продукции в быту и на рабочем месте, Кроме того, в документе содержатся сведения о безопасном применении продукции и правилах обращения с ней на всех этапах эксплуатации, начиная от упаковки и транспортировки и заканчивая утилизацией. В паспорте безопасности также указываются меры, которые требуется принять при условии негативного воздействия химической продукции на окружающую среду и человека.

Регистрация веществ, поставляемых в Евросоюз в составе препаратов или отдельно, должна выполняться импортёром из ЕС. В обязанности поставщика входит выдача ПБ, оформленного согласно регламенту REACH, компании, осуществляющей закупки.

Оформление паспорта безопасности

Для того, чтобы оформить паспорт безопасности химической продукции, необходимо обратиться в сертификационный центр, имеющий соответствующую аккредитацию с заявкой на получение документа. Специалист органа сертификации внимательно рассмотрит все аспекты деятельности заявителя и сообщит, какой документационный пакет ему следует подготовить. В зависимости от юридического статуса заказчика необходим разный комплект документов.

Производителю, оформляющему документы на химическую продукцию, которая будет обращаться на внутреннем рынке, нужно предоставить:

  • Заявку;
  • Сопроводительное письмо;
  • Детальные сведения о составе продукции;
  • Нормативный документ по стандартизации, требованиям которого соответствует продукция;
  • Заключения лабораторных испытаний по токсикологии (копии);
  • Пожарный сертификат и другие разрешительные документы (при их наличии).
  • Для продукции, ввозимой из-за рубежа, нужны:
  • Техническое описание сертифицируемого вещества или состава на русском языке;
  • Сертификат безопасности материала (MSDS) на английском и русском языке;

Информационное письмо производителя, выданное на официальном бланке компании и содержащее основные сведения об упаковке и сроке годности продукции

Разработка паспорта безопасности химической продукции на пестициды и агрохимикаты будет возможна при предоставлении заявителем:

  • СГР на продукцию;
  • Экспертного заключения, выданного после проведения токсиколого-гигиенической экспертизы;
  • Экологического сертификата (при наличии);
  • Рекомендаций по использованию;
  • Этикетки.

Поскольку заявителю вменяется в обязанность предоставление корректной и достоверной информации о заявленной продукции, ему следует провести экспертизу паспорта безопасности в ФГУП «ВНИЦСМВ». Эта экспертиза делается перед регистрацией документа в едином государственном Регистре Паспортов безопасности химической продукции для подтверждения соответствия заявленного вещества международным и национальным стандартам.

Если в отношении ПБ была выдано отрицательное заключение, заявитель может в течение двух недель привести документ в соответствие с замечаниями эксперта. После внесенных изменений документ повторно направляется на экспертизу (при этом необходимости в дополнительной оплате нет).

Паспорт безопасности химической продукции становится действительным лишь после регистрации в госрегистре.