Сертификация услуг автосервиса

Услуги автосервиса ежедневно напрямую затрагивают интересы миллионов людей, поэтому вопросы сертификации услуг автосервиса имеют важное значение. Данная работа проводится органом по сертификации, имеющим аттестат аккредитацию Федерального Агентства по метрологии и техническому регулированию, и преследует следующие цели:

  • подтвердить качество исполнения заявленных исполнителем услуг;
  • проконтролировать обеспечение безопасности оказываемых услуг для жизни, здоровья и имущества человека, окружающей среды;
  • защитить потребителя указанных услуг от недобросовестных исполнителей;
  • оказать компетентную помощь потребителям в выборе организации, предоставляющей качественные услуги;
  • способствовать более глубокой интеграции предприятий автосервиса в единый товарный рынок (как России, так и международный).

Указанный вид услуг включён в ОКУН (Общероссийский Классификатор Услуг Населению). Данный классификатор под номером ОК 002-93 утверждён 28.06.1993 постановлением Госстандарта РФ за № 163. Последние изменения в указанный документ внесены приказом № 1072-ст Росстандарта, изданным 23.12.2010. Согласно классификатору к данному виду услуг отнесены те, которые занесены в следующие группы ОКУН: 017000, 017100, 017200 и далее до 017700 включительно. По кодам ОКВЭД данные услуги отнесены к разделу G и группам: 50.2, 50.3, 50.4.

Правила оказания услуг автосервисом и их полный перечень изложены в принятом 11.04.2001 постановлении правительства, зарегистрированным под № 290 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 23.01.2007).

Начиная с 10.02.04, сертификация услуг автосервиса является добровольной. Данное положение вытекает из постановления правительства № 72, принятого в этот день. Указанное постановление отменило правительственное постановление №  1013, действовавшее с 13.08.97.

В связи с тем, что услуги, оказываемые автосервисом, непосредственно влияют на обеспечение безопасности человека, требования к их качеству достаточно жёстко прописаны в законах РФ № 2300-1 и № 184-ФЗ, принятых, соответственно, 07.02.1992 и 27.12.2002 (последние изменения внесены в них 23.11.2009 и 28.09.2010). В связи с этим практически все владельцы осуществляют сертификацию услуг автосервиса в добровольном порядке. Данная процедура проводиться на добровольной основе в аккредитованных Росстандартом органах по сертификации.

Перечень документов, которые необходимо предоставить в орган по сертификации, выглядит следующим образом:

  • свидетельство о государственной регистрации (копия);
  • уставные документы (копия);
  • ИНН (копия);
  • документы, подтверждающие выполнение в полном объёме требований нормативных документов к качеству и безопасности услуги (работы), подлежащей сертификации. К ним могут быть отнесены сертификаты на оборудование, используемые материалы и инструмент, пожарный сертификат и т. п.);
  • список используемых в ходе оказания услуги механизмов, машин, инструментов, приспособлений;
  • при наличии — список постоянных заказчиков услуги, документально оформленные претензии к качеству предоставляемой услуги;
  • справка о квалификации и кадровом составе работников, оказывающих услугу;
  • справка о квалификации и кадровом составе ИТР;
  • список документации, используемый в процессе работы по оказанию сертифицируемых услуг;
  • справка о действующей в автосервисе системы контроля за качеством выполнения работ;
  • список оборудования и средств измерений, которые используются для выходного и промежуточного контроля качества выполнения услуг (работ).

В настоящее время в ходе проведения сертификации услуг автосервиса основной упор делается на выполнение требований технического регламента (введён в действие правительственным постановлением № 720, которое было принято 10.09.2009), закона № 196-ФЗ, принятого 10.12.1995 (с изменениями на 19.07.2011) и повышения безопасности автомобиля для окружающей среды (экологическая безопасность).

Важным шагом в вопросе укрепления доверия к автосервису, повышения его конкурентоспособности на рынке предоставляемых услуг, является сертификация СМК. Стандарт ISO всё более широко распространяется в России. Это связано с тем, что проведение сертификации услуг автосервиса по стандарту ISO (или его российскому аналогу, ГОСТ Р ИСО 9001-2008) даёт неоспоримые преимущества в конкурентной борьбе за потребителя. Особенно актуально наличие данного сертификата становится сейчас, в связи с ожидаемым вступлением нашей страны в ВТО.

Для того чтобы облегчить проведение сертификации СМК для автосервисов (особенно малых и средних), руководство которых не имеет необходимых навыков в разработке соответствующих документов и их последующего внедрения, с одной стороны, и достаточных финансовых средств, с другой, фонд сертификации (основатель СДСУФС «ФТОЛА-НАМИ») разработал, в рамках реализации правительственного постановления № 113 (дата принятия — 02.02.1998) методическое пособие, содержащее необходимые справочные материалы, по вопросам СМК авторемонтных комплексов и её сертификации.

 

Смотрите также: